Развитие связной речи детей посредством чтения сказок
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По мнению талантливого педагога – Елизаветы Ивановны Тихеевой, систематическое обучение связной речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду, так как хорошая, развитая речь – основа общего развития ребенка, залог дальнейшей успешной учебы в школе. Во ФГОС ДО речевое развитие включает: • владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение родному языку посредством чтения народных сказок рассматривается как важнейшее средство средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям. В старшей группе надо чаще использовать присказки; желательно, чтобы по своему настроению присказка была связана с произведением. («Скоро сказка сказывается, да не скоро дела делается», «Кот в печи пироги печет…», Посылали молодицу по водицу…» и т.д.). Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам: вопросы – они должны быть разнообразными по своей направленности: помочь точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т.д. Важно рассматривание иллюстраций, т.к. они помогают понять сказку. Также нужны словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказе. Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и др. средства выразительности. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились. Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц – хваста»). Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.). Пример: После рассказывания сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить детей: Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?» Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка). В процессе приобщения ребенка к чтению от взрослых требуется много терпения, труда и фантазии. Прививать интерес к чтению необходимо через собственный пример. Нужно уделить ребенку как можно больше внимания, дарить живое человеческое тепло и общение с хорошими, мудрыми книгам.
Развитие связной речи детей посредством чтения сказок
ОтветитьУдалитьОвладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
По мнению талантливого педагога – Елизаветы Ивановны Тихеевой, систематическое обучение связной речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду, так как хорошая, развитая речь – основа общего развития ребенка, залог дальнейшей успешной учебы в школе.
Во ФГОС ДО речевое развитие включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Обучение родному языку посредством чтения народных сказок рассматривается как важнейшее средство средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.
В старшей группе надо чаще использовать присказки; желательно, чтобы по своему настроению присказка была связана с произведением. («Скоро сказка сказывается, да не скоро дела делается», «Кот в печи пироги печет…», Посылали молодицу по водицу…» и т.д.).
Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам: вопросы – они должны быть разнообразными по своей направленности: помочь точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т.д.
Важно рассматривание иллюстраций, т.к. они помогают понять сказку.
Также нужны словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказе.
Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и др. средства выразительности.
По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц – хваста»).
Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.). Пример: После рассказывания сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить детей:
Что я вам рассказала?
Почему вы думаете, что это сказка?
О чем в ней рассказывается?
Кто из героев сказки вам понравился и чем?
Вспомните, как начинается сказка и как она кончается.
Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их?
Какие слова вам особенно запомнились?»
Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
В процессе приобщения ребенка к чтению от взрослых требуется много терпения, труда и фантазии. Прививать интерес к чтению необходимо через собственный пример. Нужно уделить ребенку как можно больше внимания, дарить живое человеческое тепло и общение с хорошими, мудрыми книгам.